Монастырские угодья

1. При сем монастыре с незапамятных времен во время храмовых праздников, 18 августа, в день Св. Мучеников Флора и Лавра, и 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, на земле частью монастырской и частью на выгонной земле экономических крестьян смежного с монастырем села Доброго, учреждены две ярмарки, с которых доход за места с торгующих получали частью монастырь, а частью экономические крестьяне села Доброго; а с 1825 года оные Добринские крестьяне получаемый ими во время вышеупомянутых ярмарок с их части земли доход уступили, по общему приговору, в пользу монастыря на поддержание монастырских зданий; по каковому случаю и выстроены были от монастыря 20 тесовых в дубовых столбах лавок для торгующих красными товарами. От сих лавок и вообще со всех торгующих в две оные ярмарки, Флоровскую и Покровскую, монастырь с того 1825 г. всем доходом около 200 руб. ассигн. в год и пользовался до 1843 г., а с того времени Калужская Палата Государственных Имуществ доход с земли Добринских крестьян обратила опять в пользу их, на том основании, что экономические крестьяне распоряжаться казенными землями права не имеют, а, следовательно, и доходами с них жертвовать монастырю не могут. Почему монастырь и пользуется ныне доходом только от одних лавок, стоящих на монастырской земле (от которых получается в год до 37 р. 15 коп. сер.).

2. Земли при сем монастыре, по межевой книге, выданной 1777 г. генваря 25 дня, значится: сенного покоса 3 десятины, рощи 2 десятины, под оградою и церквами 1 десят. 2110 саж., под монастырским двором и огородом 719 сажен, под полурекою и оврагом 4 десят., и под бечевником 2350 саж.; под проселочною дорогою 240 квадр. саж. Всего 12 десятин 619 квадр. саж. А за исключением полуреки Оки, оврага, бечевника и проселочной дороги, 7 десятин 429 сажен. На сию землю межевая книга есть, а плана нет.

3. Под сельцом Андроновским, в 3 верстах от монастыря, вверх течения реки Оки на правом берегу оной по плану, выданному в 1803 году, значится: пашни 3 десят. 1175 саж., под болотом 1280 саж., сенокосу 10 десят. 2148 саж., под бечевником 1 десят. 210 саж., под полурекою Окою 2 десят. 1140 саж. Всего, во всей окружной меже, 18 десятин 1150 квадр. сажен. А за исключением неудобных мест, удобной земли 14 десятин 920 саж. На сию землю имеется только план, и она отдается всегда в аренду.

4. В 2 верстах от монастыря вниз, по течению реки Оки, на правом же берегу, по плану, выданному в 1803 году, значится сенных покосов 6 десят., под проселочной дорогой 270 сажен, под болотом 1 десят., 1898 саж. Всего 6 десят. 270 саж. А за исключением дороги, одного покосу 4 десят. 502 саж. А по межевой книге, выданной на сии же покосы, 1777 г., значится сенного покосу 6 десят. 210 саж., под бечевником 2380 саж., под проселочною дорогою 411 саж., под полурекою Окою, речкою Свободью и овражком две десят. 1525 саж. А всего 9 десят. 2126 саж.; за исключением же бечевника, дороги, полуреки Оки, речки Свободи и овражка, 6 десят. и 210 квадр. саж. План и межевая книга на сии покосы есть налицо.

5. Мукомольная мельница на речке Свободи о 2 поставах с толчеею и сукновальнею, отведена по именному Высочайшему Указу Императора Павла I-го 1797 г., декабря 18 дня, Калужскою Казенною Палатою в 1798 г. План же на оную выдан в 1828 году и состоит налицо.

6. Рыбные ловли по рекам Оке и Упе, на пространстве первой 60 верст, а последней неизвестно, и 5 озерах, из коих три близ монастыря, а два вниз по течению реки Оки в 5 верстах; все сии озера по берегу реки Оки. Рыбные ловли сии даны во владение Доброму монастырю основателями оного, князьями Даниилом и Никитою Одоевскими, вместе с отчиною, а после того утверждены грамотами Царей и Великих Князей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

В 1800 году, вследствие Высочайшего Указа 1797 года о наделении всех монастырей мельницами и рыбными ловлями, к вышеписанным рыбным ловлям назначены Доброму монастырю и рыбные ловли бывшего Настасова монастыря в 3 озерах, но в каких урочищах они находятся, неизвестно. По причине сей неизвестности, об отыскании оных 3 озер возникло дело, по коему Лихвинского Уездного Суда дворянский заседатель Торопов, при депутате со стороны монастыря, священнике Минервине, и уездном землемере Немчинкове, в 1827 году следствием своим ничего не открыл. Почему архимандрит Доброго монастыря Арсений был недоволен таковым следствием, в 1828 г. просил Калужскую Духовную Консисторию о дозволении ему сделать свое сношение с Лихвинским Уездным Судом; по получении сего дозволения, он, архимандрит Арсений, в том же 1828 году в оный суд и относился с тем, что как следствием оного Суда касательно 3 озер, принадлежавших Настасову монастырю, ничего в ясность не дознано, для того Добрый монастырь вследствие заведенного дела для развязки оного находил одну меру – просить, чтоб благоволено было от госпожи Шепелевой, в имении которой есть три озера, истребовать план и межевые книги, из коих, по всей вероятности, откроется само собою, когда те озера поступили в ее владения. Но что по сему отношению сделано, из дела не видно.52 Из двух же последних при оном деле Указов видно: из 1-го, что упраздненный Настасов монастырь состоял в Лихвинском уезде, а вотчины его находятся в Лихвинском и Одоевском уездах. В Лихвинском уезде подмонастырская слободка, деревни: Татеева, Филимонова, Гамкеева. В Одоевском: село Дряплы, деревни: Подроманова, Холоховка и Гостыж. При селе Дряплах на овраге значатся два пруда, первый в длину 30, в ширину 15, второй да третий пруд при деревне Подромановой, в длину 50 и в ширину 30 саж. При подмонастырской слободке с деревнями показана рыбная ловля в Упе реке на две версты. Кроме сей ловли и вышеозначенных 3 прудов, никаких ни ловель, ни озер при Настасове монастыре не значится. Из 2-го и последнего Указа видно, что Настасов монастырь состоял в Одоевском уезде, почему о приведении в известность принадлежавших ему 3 озер от Тульского Губернского Правления предписано Одоевскому Уездному Суду. На сем предписании дело и остановилось.

Из дела, находящегося в монастыре, известно, что от Шепелевой требованы планы частно, но она не доставила. Официального же требования не было.

Источники

Текст приведен по изданию: Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря. Соч. Архимандрита Леонида. – Изд. Импер. Общества истории и древностей Российских при Моск. университете. – Москва, 1876.