Подлинная опись

Выпись с книг Лихвинского уезда письма и меры Василия Бутурлина да подьячего Юрия Судникова 134 и 135 годов. В Свободском стане в монастырских вотчинах написано: Монастырь Доброй на реке на Оке, под рощею. А на монастыре церковь Зачатие Святые Анны, егда зачет Святую Богородицу, древяна с папертями. Да теплая церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, а в церкви образ Зачатие Св. Анны, Деисус в тябле стоячей, семнадцать икон на празелени, да шесть пятниц окладных, двери Царские на празелени, двери Северные, а на них Благоразумный разбойник, на престоле индитья бархат червчат на золоте, за престолом образ Пречистыя Богородицы на прозелени, на другой стороне написан образ Зачатия Св. Анны на празелени, венцы серебрены позолочены, крест воздвизальной древян, обложен серебром сканным, позолочен, сосуды церковные: потир и блюдца белые, звезда и копье железные, покровцы тавтяные полосатые, а образов в церкви: образ местной Покрова Пресвятыя Богородицы шти пядей на празелени, образ местной Знамение Пречистыя Богородицы с деянием на золоте, да книг: Евангелие на престоле в десть, Евангелисты серебреные вызолочены, Апостол печатной, печать Московская в десть, два Устава письменные в десть, два Пролога письменные в десть, Златоуст письменной в десть, паникадило железное, кадило медное, да в ризнице шестеро ризы, ризы камчатые, оплечье бархат на золоте, другие ризы тавтяные вишневые, ризы полотняные, оплечье бархат зеленой, ризы изуфрь черной, оплечье бархат на золоте, ризы миткалинные, оплечье бархат черной, ризы полотняные, оплечье бархат цветной; два стихаря, один миткалинный Ердань, камка немецкая, другой стихарь Ердань, выбойка цветная, две патрахили, одна атласная, зенденинная, пояс шелковой. Да на монастыре другая церковь теплая Покрова Святыя Богородицы, древяна клетцки, верх шатром, а в церкви в тябле Деисус стоячей, девятнадцать икон с праотцы и с Пророки на празелени, двенадцать икон местных, написано весь год на красках, двери Царские на крюках, на престоле индитья зенденинная зеленая; за престолом образ Пречистыя Богородицы на празелени, а на другой стороне написан образ Николы Чудотворца на празелени. Да в церкви образов местных: образ Зачатие Св. Анны, егда зачет Святую Богородицу, в киоте пядница, да образ Пречистыя Богородицы в киоте ж, пядница на празелени, паникадило и кадило медные; да на монастыре колокольница древяна вверх шатром, а на колокольнице колокол благовестник, сказал Игумен с братиею, весу в нем шестнадцать пуд, да пять колоколов зазвонных, весу в них шесть пуд. А на монастыре двои вороты, одни Святые большие вороты, а на воротах три образа: образ Николы Чудотворца, да образ Покрова Пресвятыя Богородицы, да образ Зачатие Святые Анны на празелени. А келий на монастыре: келья Игуменская, келья келарская, келья казенная, келья братская, келья гостиная, келья конюшева, келья поваренная, а в них с игуменом одиннадцать человек братов, да семь мест келейных, а сожгли те кельи литовские люди в 124 (1616) году; да на монастыре ледник, на леднике сушило, да погреб с выходом, да в казенной келье князя Михайла Одоевского с сыном: покров камчат червчат обложен камкою вишневою, на нем вышиты два креста серебром; покров дороги полосатые обложен бархатом цветным; покров Ивана Семеновича бархат червчат, крест; плащи серебрены позолочены, обложен и поднизан жемчугом; покров камка турская червчата, обложен и поднизан жемчугом; покров бархат рытой цветной опушен камкою цветною, крест вышит золотом с жемчугом; покров бархат черной гладкой; покров камка таусинная Бунаковых; покров тавтяной таусинной. Да книг: Евангелие напрестольное, без Евангелистов, письменное в десть, две Триоди в десть, печать Московская, девять Миней месячных в полдесть письменные, три Псалтири печатных, печать Московская, два Ирмолоя в четверть, два Служебника, один печатной, а другой письменной. Да за монастырем двор конюшенный. Пречистыя Богородицы Доброва монастыря в вотчине: село Добренское на колодезе, а в нем монастырской двор коровей, а на дворе живет дворник Аношка Третьяков сын прозвище Хама, да два двора попов белых, в дворе поп Кузьма Дмитриев, во дворе поп Иван Васильев, да служних дворов: во дворе Петрушка Гаврилов, во дворе Назарка Гаврилов, во дворе Якушка Васильев, во дворе Матюшка Игнатов, во дворе монастырской казенной кузнец Трофимко Сидоров сын, с племянником с Федькою, во дворе монастырской плотник Андрюшка Микитин с братом с Ваською и проч… А дана сия выпись с писцовых и межевых Лихвинских книг Доброго монастыря архимандриту Илариону с братией впредь для вотчинного владения. По помете на выписи дьяка Гаврилы Перекусихина в 194 (1626) году.

О монастырских вотчинах и угодьях этого периода доставляют нам довольно точные сведения те же писцовые книги 1620 года. В выписи из этих книг читаем, что за Добрым монастырем Лихвинского уезда в Свободском стане состояли следующие вотчины:
1. Сельцо Добринское на колодезе.
2. Деревня Ивешенское на Ивешенском Колодезе.
3. Деревня Полная на Полном Колодезе.
4. Деревня Збродово.
5. Деревня Гарасимова, на Живой Воде. Да к той же деревне припущено в пашню селище, что была деревня Старое Кобузево, да селище Старое Гарасимово, да пустошь, что была деревня Дольцы, да пустошь Малаховская.
6. Деревня Вострой Клин.
7. Деревня Плотниково.
8. Деревня Болото.
9. Деревня Мошковичи, за рекою за Окою, против Пречистыя Богородицы Доброва монастыря, на озере на Долгом. Пустошь, что была деревня Варушницы. Пустошь, что была деревня Кобузева. Пустошь, что была деревня Олехи Зиновьева. Пустошь, что была деревня Песочина.

Да к тому ж Доброму монастырю, по Государеве Цареве и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси грамоте, какова дана Доброго монастыря игумену Ионе с братиею, за приписью дьяка Ивана Болотникова, во 122 году, что в памяти из Поместного Приказу, за приписью дьяка Елизарья Вылузгина, как описывали город Лихвин Афанасий Осипов да Леонтий Киприянов лета 7081 (1673) году, в Свободском стану Доброва монастыря, монастырские вотчины Зачатие Святыя Анны: село Добренское с деревнями, и в приправочных князя Ивана Ростовского да Семенки Александрова 72 (1664) году написано: Пречистыя Богородицы Доброва монастыря рыбные ловли в реке в Оке, и бобровые гоны, и болотные хмели по Оке реке, оба берега, от речки от Селны на низ до речки до Вялки. А по Государеве Цареве и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси грамоте 131 года, за приписью дьяка Прокофья Пахирева, написано: Доброва монастыря рыбные ловли в Оке реке от речки от Вялки вверх по Оке реке, оба берега, до речки до Гощовки, да озеро Варушицкое, озеро Долгое, озеро Могилное, озеро Чертовик, озерко Мощенко, озеро Лесное, озеро Олешня, да озеро Свято, да половина озерка Долгова, которая половина тех двух озерков была князя Данила Одоевского, а другая половина тех двух озерок князя Никиты Одоевского. А ловят на монастырь рыбу в реке Оке в осень сежею одною, а лавливают в середней сеже ловли: осенью рыбиц белых десять, а лещей, и окуней, и щук, и плотиц четверть воза, а зимою в реке Оке рыбы не ловят, а весною и летом ловят рыбу в реке Оке сетьми, а в озерках ловят неводом, а в малых озерках кадцы, а улавливают щук и окуней и плотиц два воза в год, а идет у них та рыба в монастырской обиход, а не на продажу; а бобровых гонов на монастырь не гоняют, бобры повывелись, и с болотных хмельников сымают хмелю летом в середний год десять чети. Пречистыя Богородицы Доброва монастыря перевоз на реке на Оке под деревнею под Мошковичами; а сказали: доходит с того перевозу в монастырь в середний год летом восмь рублев. Всего Пречистыя Богородицы Доброва монастыря вотчины сельцо, да восмь деревень, да четыре пустоши, да к ним же припущены в пашню две пустоши да два селища; а в них: двор монастырской коровей, а в нем живет дворник, два двора поповых, двор дьячков, четыре двора служных, а людей в них тож, 24 двора монастырских плотников, и бочаров, и кузнецов, и сапожников, и поваров, и хлебников, и мельников, и перевозчиков, и портных мастеров, и детенышей, и животинных сторожей, а людей в них 31 человек, 12 дворов крестьянских, а людей в них 27 человек, 21 двор бобыльской, а людей в них 33 человека, 8 дворов пустых крестьянских, 6 дворов пустых бобыльских, 3 места дворовых служных, 79 мест дворовых крестьянских, 8 мест дворовых бобыльских. Пашни паханые монастырские середние земли 58 чети, да поповы и дьяковы пашни паханые, и перелогу, и лесом поросло 20 чети, да служни 8 чети. И обоево монастырские и поповы и служни пашни паханые, и перелогу, и лесом поросло 86 чети в поле, а в двух по тому ж, да крестьянские пашни паханые добрые земли 88 чети да перелогом 150 чети, да лесом поросло 210 чети. Всего 448 чети, да крестьянские ж пашни паханые середние земли 112 чети, да перелогом 190 чети, да лесом поросло 421 чети; и обоево пашни паханые, и перелогу, и лесом поросло среднее земли 723 чети. И учинена середняя земля доброю землею с наддачею 620 чети без третника. И всего пашни паханые, и перелогу, и лесом поросло крестьянские добрые и среднее доброю землею с наддачею 1068 чети без третника в поле и в двух по тому ж, сена монастырского 1250 копен, да попова сена и дьяконова 50 копен, да крестьянского сена 1520 копен, лесу черного в разных местах в длину полвосмы версты, а поперек 5 верст без чети версты, да лесу пашенного и непашенного 40 десятин. А по Государеву Указу платити ему, игумену Ионе с братиею, с тое своей монастырския вотчины с живущего в сошное письмо с двух чети с четвериком пашни. И на ту их монастырскую вотчину ему, игумену Ионе с братиею, подьячий Юрий Судников с книг и выписей дал за своею рукою копию.

Несмотря на столь значительные, по-видимому, вотчины и угодья, благоустройство монастыря задерживалось много от самоуправства соседей и местных властей, что доказывает челобитная игумена Ионы с братией 7122 (1614) года к Царю Михаилу Феодоровичу о подтверждении за ним монастырских вотчин и угодьев, где встречается жалоба на это: «Ныне де, – писал он, – на соседстве князи и дети боярские, и их люди, и крестьяне в той их вотчине всякими монастырскими угодьями владеют, в реке бобры гоняют и в озерах рыбу ловят, и на лугах сено косят насильством, и с приставными грамотами в ту их вотчину въезжают бессрочно во всяких в поклепных делах, и от того та их вотчина пустеет».

Если же вспомнить, из чего составилось население Русской Украины к началу XVII века, и сколько времени царствовало в ней совершенное безначалие и самоуправство, то становится понятным, что права собственности не могли быть здесь тверды, особенно вскоре после междуцарствия, когда пожар хотя и был утушен, но искры своеволия еще тлелись под пеплом, грозя по временам только что начавшему водворяться законному порядку.

Через это и рост обители, то есть ее материальное и нравственное улучшение, с 1620 до 1660 годов шло хотя и постепенно, но медленно, с этого же времени начинается столетний период ее цветущего состояния, начавшийся с построения в обители первого каменного храма.

Источники

Текст приведен по изданию: Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря. Соч. Архимандрита Леонида. – Изд. Импер. Общества истории и древностей Российских при Моск. университете. – Москва, 1876.